Народный праздник «Федот Овсяник»

Народный праздник «Федот Овсяник» отмечается 31 мая (по старому стилю – 18 мая). В православном церковном календаре это день памяти мученика Феодота Анкирского и семи дев-мучениц. Другие названия праздника: «Овсяник», «Житник», «Семь дев». Овсяником Федота прозвали потому, что в его день пытались угадать по дубу каким будет урожай овса. Кроме дуба, героем дня был лен — его сеяли как раз на Семь дев. Так и говорили: «Сеют лен у семи Олен».

Феодот и девы, которые избрали для себя Иисуса небесным женихом, жили в III веке в городе Анкире Галатийской. Феодот был владельцем небольшой корчмы и гостиницы. Он приходился племянником одной из дев. Во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане Феодота и семь женщин преклонного возраста арестовали за веру в Иисуса Христа. После продолжительных пыток женщин, привязав на шеи камни, утопили в озере, а Феодоту отсекли голову.

На Руси Федота (Феодота) почитали как помощника весны и говорили: «Придет Федот — последний дуб лист развернет». По дубу судили и о будущем урожае: «Если на дубу макушка с опушкой — будешь мерить овес кадушкой». Это означало, что если к Федоту дуб развернет листья, то урожай яровых будет хорошим. Если же вдруг с дуба начинали опадать зеленые листья, это было плохой приметой и предвещало голодный год.

В этот день ублажали Федота, который по поверью покровительствовал овсу. Варили овсяный кисель и часть его с песнями и наговорами выливали под корень дуба, чтобы Федот принял дар и даровал щедрый урожай. В северных районах Руси, там, где дубы были в диковинку, это дерево заменял Ильм. Именно по нему гадали, каким будет урожай овса.

Вообще дуб наши предки почитали особо. Это дерево считалось символом могущества, силы, славы и прочной веры. Говорили даже, что именно на дубе (а отнюдь не на яблоне) растут молодильные яблоки. Под дубом нередко совершали брачные церемонии: молодым нужно было взяться за руки и три раза обойти дерево. Такой союз считался скрепленным на веки.

31 мая знахари лечили боли в спине при помощи специального заговора. Они произносили его над срезанной веточкой осины. В народе верили, что если сделать всё правильно, то больной никогда не вспомнит о болях в спине и пояснице. Этот день также считали и девичьим праздником. К Семи девам сельские свахи приурочивали свои хлопоты о вдовцах и бобылях и подыскивали им невест из засидевшихся дев.

77