Народный праздник «Евстигней Житник»

Народный праздник «Евстигней Житник» отмечается 18 августа (по старому стилю - 5 августа). В православном церковном календаре это день почтения памяти мученика Евсигния Антиохийского. Другие названия праздника: «Евстигнеев день», «Луков день». На Евстигнея заклинали жнивы на все четыре стороны, призывали Мать - сыру землю на помощь.

Евсигний прожил долгую жизнь. Он был римским воином, собеседником святого Василиска, видел на небе крест из звезд. Прослужив 60 лет и оставив военное дело, он удалился в родную Антиохию. Там жил праведно, соблюдая пост, читая молитвы и посещая храм. Затем к власти пришел Юлиан Отступник, желавший вернуть язычество, и Евсигний был арестован. На суде он без страха высказал в глаза царю все, что думает по поводу его отступления от Христа. За дерзкие речи Юлиан приказал казнить старца.

В эти последние дни уходящего лета крестьяне убирали урожай с необмолоченных полей споро, сосредоточенно и молча. Потому что, зажиная снопы, нельзя было болтать, ссориться и без толку вертеться — скотина зимой непременно бы захворала. А для того чтобы не смогла поселиться на полях нечисть всякая и навредить стадам, когда их на жнивье пастись выгонят, обращались за помощью и поддержкой к самой Матери Сырой Земле, заклиная нивы «на все четыре стороны».

Ранним утром по белой зорьке выходили на поля старики и старухи и, повернувшись лицом к востоку, выкликали: «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!» Затем, полив землю принесенным из дома конопляным маслом, поворачивались на запад, продолжая: «Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!» Вновь «запечатывали» слова-заклятья пролитым на пашню маслом и, обернувшись к югу, говорили: «Мать Сыра Земля! Уйми ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!» И, плеснув из склянки масло, продолжали, обращаясь к северной стороне: «Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами и морозами!»

После этого пузырек с остатками масла разбивался оземь, а участники обряда расходились по домам вполне успокоенные. Не забывая, впрочем, внимательно оглядеть и свое и соседское поле — чисто ли убрано и не осталось ли на жнивье не сжатой полоски или забытого впопыхах снопа. Ведь если не они, а Житный дед его первым замечал, то собирал и переносил туда, где к хлебу с большим уважением относились. А нерадивого хозяина ждал в будущем году неурожай.

Еще 18 августа устраивали сбор «житной матки». Девушки шли по сжатой полосе и выбирали оброненные стебли с наибольшим числом колосьев. Считалось, что кому посчастливится найти злак с двенадцатью колосками, та счастье домой унесет. Колоски хранились рядом с образами. Житной маткой очень дорожили, ведь, по поверью, она могла помочь три раза, после чего сила из нее уходила. При посеве зёрна с житной матки первыми бросались в землю ради богатого урожая.

За страдой полевой шла следом страда огородная. На Евстигнея начинали в деревнях убирать лук. Сплетали из него длинные гирлянды, которые развешивались в доме — чтобы воздух очищался (как сейчас известно, лук является хорошим антисептиком). А вечером садились за стол всей семьей и свежим лучком нового урожая закусывали, заедая его хлебом и запивая квасом. Печь или жарить луковые головки до самого Сазонта строго-настрого возбранялось из-за боязни потерять еще не убранный урожай.

В этот день на Руси славили ячмень — жито. Ячмень — самый северный колосовой хлеб. В Евстигнеев день полагалось замесить ячменный хлеб из первого намолота, чтобы в течение года не испытывать недостатка в продовольствии и сохранить запасы до следующей весны.

33