Яблочный Спас

Яблочный Спас отмечается ежегодно 19 августа (по старому стилю – 6 августа). В этот день православная церковь празднует Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Дата имеет отношение к эпизоду, описанному в Новом Завете. Другие названия праздника: «Преображение», «Второй Спас», «Средний Спас», «Спас на горе», «Горохов день», «Праздник первых плодов», «Первые осенины».

История праздника такова. Ещё задолго до своих страданий и смерти на кресте, Спаситель взял с собой троих апостолов и отправился на гору совершить молитву. Во время неё он преобразился: одежда стала белой, а лицо засияло. Явились пророки Илия и Моисей, с которыми шла беседа о предстоящем в жизни Христа. С небес раздался голос, возвещающий о благоволении к Сыну и повелевающий слушаться Его. Посланник запретил говорить о произошедшем до воскрешения из мёртвых.

До этого дня не разрешалось употреблять в пищу никаких плодов, кроме огурцов и ягод. Яблоки до 19 августа есть также воспрещалось, особенно матерям, которые потеряли детей. Считалось, что в этот день Матерь Божья на том свете раздает деткам золотые яблоки, а те, чьи родители нарушили обет, стоят и плачут. После же Яблочного Спаса уже можно было смело лакомиться спелыми фруктами и овощами нового урожая.

К этому времени в садах массово созревали яблоки. Их собирали, ели с медом и сахаром, а также готовили из них разные блюда, например, пироги, причём, у каждой хозяйки был собственный рецепт приготовления яблочного пирога, поэтому, приходя в гости, можно было отведать какое-то новое вкусное блюдо. В народных традициях пироги пекли из постного теста.

Первые собранные в этот день плоды освящали в церкви и только потом вкушали. Считалось, что созревание плодов в конце лета - это своеобразная награда за целый год тяжелого труда, и, освящая их в день Преображения, церковь тем самым освящает все земные труды Божией благодатью. После освящения яблоки приобретали некую волшебную силу и если загадать желание, откусывая первый кусочек, то оно обязательно должно исполниться.

У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда. После освящения в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек не се пребрази, то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда.

На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней в году. В это время в деревнях устраивали большие праздники, отмечая не только религиозный праздник, но и встречу осени. В завершении дня сельские жители выходили в поле для проводов солнца. Считалось, что с закатом светила уходит лето. Вечером начинали водить хороводы и петь песни.

К Яблочному Спасу в старину совершался «обряд засевания полей», который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из самых уважаемых хозяев бросал на освящённые места зёрна озимых. Обряд служил у крестьян началом засева. По мнению людей, действо сулило в будущем богатый урожай, подобно внесению удобрений и средствам защиты растений.

39